Часть 1.
Основы.
общение с невоспитанным попугаем ни кому не принесёт удовольствияНеобходимость базисного воспитания попугая обусловлена несколькими причинами. Одна из них заключается в том, что в течение жизни в доме характер попугая и его взаимоотношения с членами семьи могут претерпеть значительные изменения. В среднем такое изменение характера происходит каждые 5-7 лет, не считая первого раза, который приходится обычно на второй год с момента приобретения (этот период получил специальное название на английском – terrible two).
Независимо от того, насколько драматичную форму принимают подобные изменения характера, мы можем к ним подготовиться и с первых дней создать базу для длительных и гармоничных взаимоотношений с птицей.
Другая, не менее важная причина для того, чтобы включить элементы воспитания в Ваше повседневное общение с попугаем, заключается в том, что попугаи любят учиться. Их социальная жизнь в природе крайне насыщена. Каждый день попугай контактирует с десятками, иногда сотнями особей, которые принадлежат к его группе, и обменивается с ними разнообразными сигналами. Семья, в которой птица живёт, становится его социальной группой.
Многие вопросы, касающиеся воспитания попугаев, остаются невыясненными до конца и вызывают споры. Однако уже сегодня наше отношение к тому, какими методами следует воспитывать попугая и какие базисные навыки необходимы ему в повседневной жизни, можно считать сформировавшимися. Не вызывает никаких сомнений, что попугаи с большей охотой отвечают на методы воспитания, основанные на позитивном поощрении, и крайне неохотно уступают давлению. Причина этого кроется в их социальной организации, которая в значительной мере отличается от организации хищников.
Для дальнейшего рассмотрения определим несколько терминов:
1) Позитивное поощрение – непосредственно после выполнения действия – команды птица получает что-то, к чему она стремится (лакомство, ласку, словесное поощрение)
2) Негативное поощрение – для того, чтобы попугай выполнил команду, в его непосредственное окружение привносится элемент, которого птица стремится избежать (например, видя полотенце, попугай сходит с руки или забирается в клетку)
3) Наказание – любое действие, следующее за поступком птицы и уменьшающее вероятность того, что этот поступок повторится в будущем
4) Позитивное наказание – враждебный (аверсивный) стимул, который используется как наказание (струя холодной воды и т.д.)
5) Негативное наказание – лишение птицы доступа к стимулу, который она считает позитивным (например, общества человека, к которому птица привязана – ТО (time out)
Большинство профессиональных тренеров и консультантов по поведению рекомендуют ограничиться использованием ПП и НН, воспитывая попугая. Нельзя сказать, что методы, основанные на враждебных (аверсивных) стимулах, не действуют. Однако возможность их использования очень ограничена, и они могут вызвать ответную, агрессивную реакцию со стороны животного. В крайних случаях рекомендуется совмещать аверсивные методы и поощрение. Например, птица идёт в клетку при виде полотенца (аверсивный стимул) и тут же вознаграждается за исполнение команды «в клетку».
Любое обучение следует начинать с того, что Вы находите самое любимое лакомство попугая и никогда не кладёте его в кормушку! Только из рук и только за хорошее поведение. Некоторые попугаи предпочитают ласку еде. В любом случае, наградой должно быть то, что ОЧЕНЬ нравится попугаю (а не то, что, как мы считаем, должно ему нравиться). Лучше иметь 2-3 возможных поощрения, чтобы занятия не наскучили птице.
Второй этап - определить размер вознаграждения. Вы заинтересованы давать как можно меньше, чтобы продлить занятия. Попугай хотел бы получить как можно больше... Важно найти компромисс. Иногда лучше дать большое вознаграждение за большой успех, чем много мелких. С другой стороны, НЕОБХОДИМО награждать попугая за ЛЮБУЮ попытку исполнить команду, какой бы маленькой она не казалась, до тех пор, пока птица не начнёт с уверенностью выполнять следующий шаг.
Всегда следует разбивать дрессировку на небольшие этапы, т.к. мы не можем ожидать идеального выполнения команды с первого раза. Чем мельче этапы, тем быстрее продвижение.
За редким исключением, попугай может концентрироваться на каком-либо действии относительно короткий отрезок времени. Поэтому не следует заниматься с попугаем больше 10-15 минут за один раз. 2-3 сессии в день по 10-15 минут считаются оптимальным графиком.
Не забывайте вознаграждать и хвалить попугая за приемлемые "попугайские" виды поведения. Птица должна не только приходить на руку и говорить, но и спокойно оставаться "у себя", играть с игрушками.
Относительно терминологии. Вы можете встретить следующие обозначения:
Хорошие вещи начинаются — ПОЗИТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ П+
Хорошие вещи заканчиваются — ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ Н-
Плохие вещи начинаются — ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ НАКАЗАНИЕ Н+
Плохие вещи заканчиваются — ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ П-
В clicker training (также как и в воспитании попугаев) мы в основном применяем П+ и Н-
Часть 2.
Команды «вперёд» и «назад».
Обучение базисным командам, как и собственно приручение попугая, следует начинать с команд «вперёд» и «назад». Оговорим сразу, что данные команды не означают направление в пространстве, но приближение или удаление от хозяина, который становится центром птичьего мира на время сеанса воспитания.
Подразумевается, что Вы определили уже, какое вознаграждение попугай предпочитает, птица не получает его вне сеансов дрессировки и легко берёт его у Вас из рук (если это лакомство).
Место для обучения выбирают в зависимости от характера и степени приручённости попугая. В наиболее общем случае начинать обучение рекомендуется в специально отведённой для этого комнате (не той, где попугай живёт постоянно), когда птица сидит на тренировочном стенде, а не на клетке, в которой она живёт. Однако некоторые попугаи отказываются покинуть свою клетку. В этом случае Вы можете использовать её на первых этапах приручения.
Помните, что попугай старается:
перейти с менее знакомого предмета на более знакомый,
перейти с низкого насеста на высокий,
выбрать наиболее устойчивую опору.
Иногда рекомендуется научить попугая ступать на жёрдочку, которую Вы держите в руке, до того, как Вы попытаетесь взять его на руку. Причина этого проста: попугай проверяет клювом опору, на которую собирается встать. Неопытные владельцы принимают этот жест за попытку укусить и отдёргивают руку. Кроме того, некоторые попугаи, отловленные в природе, боятся рук из-за пережитого травматического опыта. Если Вы используете эту технику, мы рекомендуем опереть свободный конец жёрдочки о насест, на котором находится попугай. Во-первых, Вам будет сложно удержать на весу жёрдочку и попугая, а устойчивость, как мы уже говорили, играет важную роль на первых этапах обучения. Во-вторых, предложенная позиция облегчит Вашему питомцу переход с одной опоры на другую, т.к. он не должен делать шаг через пустое пространство между ними.
В любом случае, правильно воспитанная птица должна ступать на руку или на жёрдочку, которую Вы держите в руке, по первому требованию. Однако такого результата можно добиться только планомерными тренировками в течение достаточно длительного времени. На более ранних этапах большинство попугаев проявляют явное предпочтение относительно того или иного вида опоры.
Никогда не следует торопиться, занимаясь с животными. Торопливые суетливые действия характерны для особей, которые первыми становятся жертвой хищников. Попугай инстинктивно избегает человека с нервозными торопливыми движениями. Известный дрессировщик лошадей Монти Робертс говорит: «Если Вы заходите в загон с намерением всё закончить за 15 минут и с ощущением, что времени мало, Вы, скорее всего, провозитесь с лошадью весь день. Однако, если Вы чувствуете, что у Вас есть много времени для обучения, шанс добиться желаемого за 15 минут довольно высок».
Будьте осторожны в выборе предметов для обучения! В прекрасной статье Грега Гленделла (Greg Glendell) предлагается использовать стулья в качестве тренировочного стенда. Такая возможность существует, но подойдёт она не всем. Вы можете обучить птицу не садиться на определённые предметы в квартире, но научить её не грызть то, на чём она сидит, будет очень сложно, практически невозможно. Поэтому, если у Вас нет специально предназначенного для этой цели стула, гораздо практичней купить или сконструировать лёгкую подставку.
Для обучения команде «вперёд» покажите попугаю лакомство, которое Вы держите в пальцах. Скажите "вперёд". Когда попугай научится мгновенно подходить и брать вознаграждение, медленным движением поместите вторую руку или жёрдочку между птицей и лакомством. Рука, на которую птица встаёт, должна быть сжата в кулак. Вы можете также предложить ему ступить на ребро ладони, большой палец плотно прижат. На первых этапах необходимо поощрять любую попытку приблизиться к Вам.
Если птица улетела или потеряла равновесие, дайте ей успокоиться. После чего повторите упражнение там, где птица находится. Не пытайтесь сразу вернуть попугая на жёрдочку. В новом месте попугай может охотней выполнить команду.
Когда птица взяла корм и проявляет желание уйти, дайте команду «назад». Не пытайтесь задержать птицу.
У Вас может возникнуть ситуация, когда попугай не захочет возвращаться на жёрдочку. Поднесите попугая к насесту таким образом, чтобы жёрдочка оказалась между ним и Вашим плечом. Двигаясь в Вашу сторону, попугай наступит на жёрдочку. В этот момент Вы даёте команду «назад» (несмотря на то, что попугай двигается в Вашу сторону, сходя с руки, он «удаляется» от Вас) и плавно убираете руку.
Выполнение команд «вперёд» и «назад» нужно довести до автоматизма, оставаясь в рамках игры. Птица должна выполнять их в любом месте без того, что Вам понадобиться повторять команду много раз или повышать голос.
Ни в коем случае не переходите к обучению другим командам, пока не добьётесь хотя бы относительного успеха в выполнении этих команд. Хотелось бы ещё раз напомнить, что поспешность может нанести значительный вред и процессу воспитания, и Вашим взаимоотношениям с птицей.
Часть 3.
Команды «можно» и «нет», некоторые рекомендации.
жако Сомс - владелец EmilyКогда Вы добились того, что попугай выполняет команды «вперёд» и «назад», в большинстве случаев можно перейти к обучению общим командам. Самые важные из них – «нет» и «можно».
К сожалению, на сегодняшний день не существует единой концепции относительно их применения. Иногда приходится читать, что данные команды необходимы для установления иерархии. Обучая им, хозяин должен добиваться полной зависимости птицы в вопросах принятия решений. На наш взгляд, такая позиция совершенно не применима к попугаям. Во-первых, понятия иерархии и доминантности у этих птиц значительно отличаются от аналогичных понятий в группе хищников, если вообще существуют. Во-вторых, чрезмерная зависимость птицы от её хозяина может отразиться на её психологическом состоянии.
Тем не менее, данные команды могут быть полезны для решения таких типичных проблем, как неадекватная агрессивность, чрезмерный поиск внимания и т.д. Попугай должен иметь возможность совершать выбор в рамках повседневной жизни. В частности, чтобы безболезненно избавиться от неприемлемых видов поведения, попугай должен знать, как добиться желаемого, совершив приемлемый поступок.
Например, попугай хочет привлечь внимание хозяина. Совершенно недопустимо, чтобы он кричал или выбрасывал корм из кормушки. Но если мы не научили птицу альтернативному поведению (звать нас по имени, красиво свистеть и т.д.), она фактически не имеет выбора и будет снова и снова повторять запрещённые виды поступков, сколько бы её не наказывали.
Другой характерный пример – привычка грызть вещи. Данное поведение является неотъемлемой частью жизни попугая в природе. Отучить его от этого невозможно! Но мы можем контролировать последствия такого поведения, обучая птицу грызть «правильные» вещи – игрушки, - которые должны быть всегда доступны. Заметим, что полагаться на дрессировку в данном вопросе не стоит. Если Вас нет рядом, то опасные и ценные предметы должны быть вне досягаемости Вашей птицы.
Команда «нет» подаётся в тех случаях, когда попугай совершает или только собирается сделать что-либо запрещенное. Для её правильного использования необходимо точно определить для себя значение этой команды. Она подразумевает: «Что бы ты ни делал в данный момент, прекрати немедленно!»
Очень важно не забывать наградить попугая за выполнение этой команды. То есть, если Вы застали Вашу птицу за поеданием ценной картины или Вашей любимой книги, сказали «нет», и попугай немедленно прекратил это делать, он должен быть НАГРАЖДЁН за послушание. Как бы Вам не было жалко испорченной вещи, не имеет смысла отчитывать попугая за нанесённый ущерб (концепция, которую он вряд ли способен понять). Птица прекрасно запомнит двойное удовольствие, которое она получила: во-первых, хорошо и с пользой проведенное время, во-вторых, дополнительное личное внимание хозяина (это один из возможных вариантов того, как Ваш попугай воспринимает подобную ситуацию).
Если попугай не слушается, Вы можете сделать лёгкое и неожиданное движение, привлекая его внимание. Чтобы посмотреть на Вас, попугай вынужден будет прекратить нежелательную деятельность. В этот момент его следует похвалить и наградить. Ни в коем случае не совершайте резких размашистых движений. Если Вы напугаете птицу, она может отреагировать самым неожиданным образом и даже атаковать Вас. Попугаи любопытны и наблюдательны. Любого неожиданного и непривычного звука или движения достаточно, чтобы привлечь их внимание.
В крайнем случае, Вы можете использовать какой-то предмет, который попугай не любит. Например, показать издалека полотенце, подавая команду «нет». Однако в обычной ситуации, если Вы не забываете вознаграждать птицу за исполненную команду, этого не потребуется.
Команда «можно» является противоположенной команде «нет». Эту команду Вы даёте попугаю, если видите, что он СОБИРАЕТСЯ сделать что-то, против чего Вы не возражаете. Награждать за её выполнение не нужно, т.к. само действие и будет наградой.
Некоторые советуют использовать команду «можно» во всех случаях, когда птица проявляет инициативу в Вашем присутствии, особенно если это касается общения с Вами. На наш взгляд, в этом нет необходимости. Используйте данную команду относительно действий, которые ИНОГДА позволены, а иногда нет. Например, если попугай собирается прилететь к Вам. Вы можете хотеть, чтобы он это сделал или не хотеть. В первом случае используйте команду «можно», во втором «нет» или «стой». (Последняя команда имеет свои особенности, касается только тех попугаев, которые летают).
Обучая попугаям общим командам, понимание которых, вообще говоря, подразумевает наличие абстрактного мышления, уместно обсудить вопрос о внушаемости попугаев. Не вызывает никаких сомнений, что птица гораздо быстрее и точнее выполняет команды, если обучающий полностью сконцентрирован на ней и создал предварительно ментальный образ того, что он ожидает от попугая. Какое бы объяснение данного феномена мы не выбрали (телепатия, неосознанные жесты, которые мы совершаем и т.д.), важно научиться правильно его использовать.
Вот несколько общих рекомендаций, которые Вам в этом помогут:
1) Занимайтесь с птицей только в хорошем настроении. Когда Вы озабочены, расстроены чем-либо или сильно устали, птица, скорее всего, не захочет Вас слушаться. Обратите внимание, когда хозяин находится в тяжёлом расположении духа, попугай, как правило, гораздо более криклив и раздражителен, чем обычно
2) Каждое Ваше действие предварительно объясните попугаю. Сядьте неподалёку от птицы, перед тем как начать урок, и расскажите ей спокойным голосом, что Вы ожидаете, и почему выполнение этого важно для ПОПУГАЯ
3) Представьте себе весь процесс обучения. Подумайте о том, как попугай выполнит команду и как Вы его вознаградите
4) В момент выполнения упражнения сосредоточьтесь на том, что Вы делаете. Всё, что Вы хотели сказать попугаю, должно быть сказано заранее
5) Занимайтесь с птицей до тех пор, пока это доставляет радость Вам и ей
6) Постарайтесь закончить занятие на позитивной ноте. Если попугай не полностью выполнил то, что от него ожидалось, подайте ему в конце занятия команду, которую он хорошо знает, и похвалите за её исполнение
7) Никогда не переносите Ваше тяжёлое ощущение на сферу занятий с попугаями
8) Научитесь радоваться каждому шагу, который приближает Вас к конечному результату. Это поможет Вам правильно планировать занятия, которые не должны состоять из чересчур резких переходов от того, что попугай уже знает и выполняет, к новым заданиям
9) Получайте удовольствие от Вашего общения с попугаем.